ЕГЭ по
информатике и ИКТ, прошедший 26 мая 2009 года, сдавало 67430
выпускников из 18 регионов. В итоге: не сдали экзамен 11,4%
участников. Максимальную оценку (100 баллов) получили 40
человек. Двое моих учеников получили самый высокий балл по
области ‑ 95. Хотелось бы остановиться на некоторых проблемах,
связанных с подготовкой к ЕГЭ, и поделиться своим опытом, как с
ними легче справиться.
Практика
последних лет показала, что источником большинства ошибок
являются:
1.
незнание таблицы функции 2I;
2.
неумение подсчитывать информационный объем;
3.
неумение определять скорость и время передачи информации;
4.
слабая арифметическая подготовка выпускников.
Экзамен
проверяет знания и умения выпускников на различных уровнях:
базового, повышенного уровня и высокого. Чем меньше времени
учащийся потратит на выполнение заданий базового и повышенного
уровней, тем успешнее будет его работа в целом. Для этого
необходимо обратить внимание на вышеперечисленные ошибки и
постараться их избежать.
1. Как
запомнить таблицу функций 2I.
Если первые
значения не вызывают затруднения в запоминания, то, начиная со
значения 25, ученики начинают путаться. Я постаралась
научить запоминать значения, используя следующее:
·
26=64,
то есть степень 6 и ответ начинается на цифру 6;
·
25
«привязывается» к 26 , то есть в два раза меньше
запомненного числа 64;
·
28
ассоциирует с количеством клавиш клавиатуры и информационным
весом для 256 символов;
·
210
не вызывает затруднения в запоминании, так как связано с
понятием Кбайт, Мбайт и т.д., а к этому значению примыкают 512 и
2048;
·
215
напрямую связано с представлением целого числа в машине в
16-битной кодировке, а они уже знают значение максимального
числа (32767+1 под ноль), 216 «привязываю» к 215.
Такое
запоминание, освоенное на ассоциациях, быстро усваивается нашей
памятью.
2.
Подсчет информационного объема текстового сообщения или
растрового изображения.
При расчетах
количества информации обязательно вначале надо проанализировать
условие задачи и записать ее условие в наглядном виде и помнить,
в расчетах используются всего 2 формулы:
·
·
V=K*I,
где: N
– мощность алфавита или количество цветов;
I –
информационный вес символа или глубина цвета;
V – объем
сообщения или объем изображения;
К –
количество символов в сообщении или количество точек в
изображении.
Пример 2.1.
Какова мощность алфавита, с
помощью которого записано сообщение, содержащее 2048 символов,
если его объем составляет 1,25 Кбайтов?
Пример 2.2.
Для хранения растрового изображения размером 128x128
пикселей отвели 4 килобайта памяти. Каково максимально возможное
число цветов в палитре изображения?
Подобные задачи,
в условии которых даны большие числа, решаются проще, если
выделить в этих числах степени двойки (как это делается в данной
задаче).
3. Определение скорость и времени передачи информации.
Пример 3.1.
У Васи есть доступ к Интернет по высокоскоростному
одностороннему радиоканалу, обеспечивающему скорость получения
им информации 256 Кбит в секунду. Петя получает информацию от
Васи по низкоскоростному телефонному каналу со средней скоростью
32 Кбит в секунду. Петя договорился с Васей, что тот будет
скачивать для него данные объемом 5 Мбайт по высокоскоростному
каналу и ретранслировать их Пете по низкоскоростному каналу.
Компьютер Васи может начать ретрансляцию данных не раньше, чем
им будут получены первые 512 Кбайт этих данных. Каков минимально
возможный промежуток времени (в секундах), с момента начала
скачивания Васей данных, до полного их получения Петей?
Проанализируем
условие задачи.
1)
2) Передаваемый
объем Пете
VП=5Мбайт.
3) Начальный
объем скаченной Васей информации, после которого начнется
передача Пете
VВ=512 Кбайт.
4) Искомое время
T
складывается из времени закачки Васей 512 Кбайт (Т1)
плюс время, которое требуется для приема Петей 5 Мбайт (Т2):
Т=Т1+Т2.
Несогласованность единиц измерения может привести к ошибке,
поэтому надо требовать от ученика проставлять размерность после
каждого полученного промежуточного результата.
4.
Представление числовой информации в памяти компьютера, переводы
в различные системы счисления.
Как уже
говорилось выше, ученики делают много арифметических ошибок и
чаще всего при переводе чисел из одной системы счисления в
другую. Если осуществлять перевод из 10-ой системы в двоичную,
то быстрее это делать так: сначала перевести число в 8-ую, а
затем из 8-ой в 2-ю. В этом случае деление столбиком имеет более
короткую запись и вероятность совершения ошибки уменьшается. Но
для этого надо знать очень хорошо таблицу перевода восьмеричных
чисел в двоичную. Для лучшего запоминания таблицы соответствия
8-ых и 16-ных двоичным кодам советую сначала запомнить некоторые
числа, а другие «привязать» к ним.
10-ая с.с. |
8-ая
с.с. |
2-ая
с.с. |
16-ая с.с. |
2-ая
с.с. |
4 |
4 |
100 |
|
|
7 |
7 |
111 |
|
|
8 |
|
|
8 |
1000 |
10 |
|
|
А |
1010 |
12 |
|
|
С |
1100 |
15 |
|
|
F |
1111 |
Теперь, если
помнить, что 48 это 1002, то 58
– это 1012. Особенно хорошо запомнить, что А16,
которая соответствует 1010, в двоичной системе, ‑ это
дважды повторенная 10. Запомнить указанные числа, а постепенно и
остальные остаются в памяти.
|